КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РЕПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО ЭТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26 февраля2015 г. г. Якутск
Комиссия Совета судей Республики Саха (Якутия) по этике в составе: председателя - Исаковой Н.Н.
членов: Прокопьева В.Н.; Ступиной Н.В.; Тараненко В.А., рассмотрев обращение первого заместителя председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) Снегирёвой Елены Владимировны, связанное с опубликованием в средствах массовой информации сведений, умаляющих авторитет судебной власти,
установила:
Снегирёва Е.В. направила обращение в Совет судей Республики Саха (Якутия), в котором указала, что в средствах массовой информации (печатных изданиях и на интернет-сайтах) опубликованы сведения, умаляющие авторитет судебной власти, которые могут быть отнесены, в том числе и к руководству Верховного суда Республики Саха (Якутия).
Так, в публикациях:
- на интернет-сайте «N» статья «Прокуратура и пресса - вместе против коррупции»;
- на интернет-сайте «N» статья «Зафиксированы особые условия смягчения меры пресечения гражданину Д.- источник»;
- на интернет-сайте «N» «По делу гражданина Д. материалы переданы в ФСБ»;
- в печатном издании «N» (от 20.11.2014 г.) статья «По делу гражданина Д. имеется видеозапись передачи денег» в совокупности указано, что гражданин Д. 22 июля 2014 года был задержан в Хоринском районе Бурятии якутскими следователями по подозрению в получении в 2008 году крупной взятки с вымогательством.
25 июля 2014 года Якутский городской суд принял решение о заключении гражданина Д. под стражу на 2 месяца. После подачи апелляционной жалобы со стороны защиты 1 августа 2014 года Верховный суд РС(Я) оставил жалобу по избранной мере пресечения без изменения.
Спустя полтора месяца в связи с продлением данной меры пресечения Верховный суд РС(Я) 15 сентября 2014 года изменил меру пресечения на более мягкую в виде домашнего ареста.
Как указано на интернет-сайте «N» статья «Зафиксированы особые условия смягчения меры пресечения гражданину Д. - источник», директор Б. и коллега гражданина Д. по депутатскому корпусу Ц. готовы были внести залог в суде для освобождения гражданина Д. под залог в размере 3 и 6 миллионов соответственно. Однако переход на домашний арест, указывается в статье, обошелся по сообщению NV press в 100 миллионов рублей.
Эту же информацию подтверждает информированный источник «Сахалайф». Он утверждает, что имеется аудио и видео фиксация этого факта. Однако задержать фигурантов коррупционной сделки оперативным работникам не представилось возможным, поскольку в процедуре участвовали два высокопоставленных руководителя, задержание которых было невозможно без согласования с Москвой, указывается в статье.
2
В связи с указанными публикациями руководителям названных СМИ были сделаны запросы о предоставлении всей информации, имеющейся в редакциях, а также прокурору РС(Я), начальнику ФСБ по РС(Я), руководителю следственного управления СК РФ но РС(Я), а также судье Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Захаровой М.Е.
Исследовав и оценив представленные материалы, а также доводы, изложенные в указанных публикациях, комиссия приходит к следующему.
Согласно статье 4 Положения о комиссии Совета судей Республики Саха (Якутия) по этике в компетенцию комиссии входит проведение проверок по жалобам граждан, учреждений и организаций о несоблюдении судьями Кодекса судейской этики.
Вместе с тем, в соответствии с частями 2 и 4 статьи 4 Федерального конституционного закона от 13 марта 2002 года «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» основными задачами совета судей субъектов Российской Федерации являются защита прав и законных интересов судей, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.
Оценивая доводы авторов вышеназванных СМИ, комиссия Совета судей Республики Саха (Якутия) по этике находит их надуманными и не соответствующими действительности по следующим основаниям.
Так, согласно положениям статьи 9 Кодекса судейской этики, утверждённого VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, объективность и беспристрастность судьи являются обязательными условиями надлежащего осуществления правосудия. Поведение судьи в ходе судебного разбирательства и вне стен суда должно способствовать поддержанию уверенности общества и участников процесса в объективности и беспристрастности судьи и органов судебной власти. Судья должен отказаться от рассмотрения дела, если есть предусмотренные законом основания для отвода судьи либо может возникнуть ситуация, ставящая под сомнение беспристрастность судьи, в указанных в УПК РФ и настоящем Кодексе случаях, в том числе, если на судью или членов его семьи оказывается давление, высказываются угрозы или оказывается иное постороннее воздействие, ставящие под сомнение возможность вынесения судьей объективного судебного акта по делу.
Как усматривается из представленной справки судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Захаровой, в ходе производства по материалам, по итогам апелляционного рассмотрения жалобы к судье никто не обращался, никакого давления либо влияния, в том числе в судебном процессе по поводу желаемого результата никем не оказывалось.
Кроме того, как это следует из ответа заместителя руководителя следственного управления по РС(Я), содержание данных публикаций было изучено соответствующими должностными лицами следственного управления, в связи с чем, в адрес начальника Управления ФСБ РФ по РС(Я) была направлена информация о проведении оперативно-розыскных мероприятий по факту возможного совершения коррупционного преступления при изменении меры пресечения гражданину Д.
Аналогичный запрос в адрес начальника Управления ФСБ РФ по РС(Я) был направлен и заместителем прокурора РС(Я) Самойленко Б.М. с предложением проведения проверки по указанным фактам на предмет достоверности изложенных в СМИ сведений.
На основании представленных материалов и проведенных бесед с соответствующими компетентными должностными лицами прокуратуры РС(Я) и Управления ФСБ РФ по РС(Я). комиссия полагает, что информация, изложенная в указанных СМИ. не находит своего подтверждения, при этом по направленным запросам в адрес вышеуказанных СМИ с целью получения от них информации, подтверждающей суть публикаций, ни от кого из руководителей данных СМИ и авторов статей, каких-либо сведений не представлено, а иной информацией на момент проводимой проверки комиссия не располагает
Таким образом, комиссия приходит к выводу, что сформированное в статьях суждение о коррупционных действиях каких-либо должностных лиц, связанных с изменением меры пресечения гражданину Д., судей и руководства Верховного суда РС(Я), в том числе нарушения первым заместителем председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) Снегирёвой Еленой Владимировной Кодекса судейской этики, не нашло своего подтверждения, а сформулированное в статье суждение об этом, является не соответствующим действительности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Кодексом судейской этики. Положением о комиссии Совета судей Республики Саха (Якутия) по этике, комиссия,
решила:
Представить на рассмотрение и обсуждение в Совет судей Республики Саха (Якутия) заключение по результатам проверки сведений, изложенных в средствах массовой информации по обращению первого заместителя председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) Снегирёвой Елены Владимировны в защиту её прав и законных интересов, в связи с отсутствием факта нарушения Кодекса судейской этики.
Члены комиссии:
Н.Н.Исакова
Председатель комиссии:
В.А.Тараненко
В.Н.Прокопьев
Н.В.Ступина